Программа обучения
Уважаемые коллеги! К сожалению, курсы обучения в Институте маскотерапии в данный момент не проводятся. Приносим наши извинения.
Курс лекций "Маскотерапия. Методика и техника".
I. Вводная лекция. Категории нормы и патологии в психиатрии. Литература (2 ч.)
II. Арт- и психотерапия в клинической практике. Единицы анализа (7 ч.)
- Парадигма процессуальности
- Дихотомия "невроз-психоз"
- Поведенческие модели
- Визуальная экспрессия
- Trieb и сублимация
- Dasein и самоактуализация
III. Комментарии к общей и практической психиатрии (5 ч.)
- Спецификация клинического опыта
- Определение синдрома
- Определение симптома
- В отсутствие новой парадигмы
- Эндогенный процесс и "синдромы-мишени"
IV. Одиночество (4 ч.)
- Аутизм. Границы понятия
- Аутопсихические расстройства
- Метод интервью "Зеркальные переживания"
V. Терапевтический портрет. Методика и техника (4 ч., 3 фильма и обсуждение 4 ч., истории и обсуждение 6 ч.)
- Пространство и время психотерапевтического сеанса. Стилистика лечебного портрета
- Диалог с пациентом: пути трансформации симптомов болезни
- Критерии завершения психотерапевтического процесса. Катарсис по Аристотелю и псевдокатарсис по Брейеру и Фрейду
- Показания
VI. Автопортрет - метод терапии и реабилитации душевнобольных (2 ч., 2 фильма и обсуждение, 2 ч., истории и обсуждение, 2 ч.)
- Генезис автопортрета. Автопортрет врача. Автопортрет пациента
- Техника лечебного автопортрета
- Показания
VII. Бодиарт-терапия. Показания и противопоказания (6 ч., 2 фильма и обсуждение 2 ч., демонстрация 2 ч.)
- Архетип человека и его зеркального "я"
- Лепка по живому лицу и телу
- Бодиарт-портрет
- Бодиарт-автопортрет
- "Смешанные" формы. Параллельная лепка
- Архетип "смерти-рождения. Собственно бодиарт
- Техника бодиарт-терапии. Используемые краски. Инструментарий и способы нанесения красок. Ритуал
- Показания и противопоказания
- Параллельное лечение родственников больных. Сочетание с известными техниками психотерапии
VIII. Групповая психотерапия "беседы у костра" (1 ч., фильм 1 ч.)
IX. Ритмопластика (1 ч., фильм 1 ч.)
X. Обучающая арт-терапия (1 ч.)
XI. Эффекты и эффективность маскотерапии (2 ч, демонстрация графиков и диаграмм, 1 ч.)
- Характеристика и параметры исследуемого материала
- Критерии отбора и оценки
- Статистический анализ
- Мета-анализ
XII. Заключительная лекция (2 ч.)
- Наставники, интерпретаторы, пресса
- Выдача сертификата
Портретный метод психотерапии включает взаимозаменяемые и дополняющие друг друга в едином концептуальном узле авторские техники скульптурной терапии, скульптурного автопортрета и бодиарт-терапии. Обучение портретному методу производится в следующем порядке. Врач-стажер, психиатр по образованию, обращается с просьбой обучить нелекарственной терапии психических болезней. Сначала он проходит теоретический курс – печатные издания, лекции, семинары, фото и видео материалы. Затем ему предлагается вылепить скульптурный портрет одного из плановых пациентов в натуральную величину (техника скульптурной психотерапии) и попытаться преодолеть состояние патологического одиночества – центральной психопатологической проблемы. В этих целях на доске устанавливается масса из серого художественного пластилина и стажеру дается пояснение, что портрет должен формироваться путем изъятия лишнего материала как на дереве или камне, а конечный результат должен соответствовать профессиональному уровню.
Поставленный перед столь трудной задачей с первых минут работы, будущий врач-скульптор ощущает острую нехватку профессиональных знаний и навыков как в области психотерапии психозов, так и профессионального умения лепить. Именно в этом плане его рассматривают как невротизированную личность, испытывающую творческий кризис. Ему предлагают начать лечение с самого себя, помочь себе в преодолении страха перед ваянием, искусством бодиарта и нелекарственной терапией душевнобольных. В этих целях он начинает лепить собственный портрет – автопортрет. Для этого ему рекомендуют сесть перед зеркалом и начать работу с изготовления небольшой яйцеобразной формы с целью создать свой собственный образ. Когда работа доходит до предела возможностей врача-стажера, ему советуют закрыть этот промежуточный образ небольшими «лепешками» из того же пластилина, а затем изготовить новое «яйцо». Операция повторяется вновь и вновь, врач усваивает навыки лепки, воспроизведения деталей лица, пока пластилиновая масса не доходит до натуральной величины. Для более эффективного преодоления творческих барьеров он использует элементы бодиарт-терапии с нанесением психотерапевтического грима на собственное лицо и на лицо пациента. За все это время врач-стажер не прекращает работу в рассматриваемом русле над портретом своего пациента. Когда автопортрет в натуральную величину и портрет пациента доходят до предела возможностей врача-стажера, работу над его портретом продолжает опытный врач-портретист. Его роль ограничивается работой над продолжением портрета врача. В процессе лепки портрета стажера, совместного творчества происходит передача опыта психотерапии психических заболеваний и мастерства скульптора. Причем к скульптурному портрету пациента он не подходит и в лечебную работу стажера не вмешивается, чтобы не ущемить его авторитет перед больным и опекунами. После того как оба портрета успешно завершаются и проходят сложную процедуру признания, экспертизы, стажеру разрешается использовать метод скульптурного портретирования, метод скульптурного автопортрета и психотерапевтического грима самостоятельно.